Региональная инновационная площадка

Система профориентации в МБОУ ЦО Наследие с Акбаш

Социально-политические и экономические преобразования во всех сферах жизни нашего общества привели к существенным изменениям и в сфере образования. Перед современной школой стоят задачи, связанные с созданием условий для саморазвития и самореализации личности школьника, личности творческой, социально-активной, способной мыслить и действовать общечеловеческими принципами и полноценно унаследовать опыт предшествующих поколений.

 В настоящее время все большую остроту приобретает проблема снижения популярности профессий сельскохозяйственной направленности при явном недостатке данных специалистов в селах, деревнях, фермерских хозяйствах. Перед сельской школой стоит ответственная задача - развитие интереса к сельскохозяйственным профессиям, мотивирование сельских школьников на самоопределение и самореализацию на родной земле.

Незначительное увеличение численности сельского населения даёт надежду на возрождение села. Экономическая ситуация диктует нам необходимость серьёзных преобразований, которые должны быть проведены с учётом особенностей каждой конкретной территории. Эти преобразования должны обязательно коснуться сельской школе.   Мы понимаем, что сегодня село без сельской школы существовать не сможет.

На протяжении последних десятилетий МБОУ ЦО «Наследие» не ставил перед собой цели ориентировать обучающихся для жизни на селе, быть собственником земли, экономически выгодно ее использовать и как в следствии это проявилось у основной части молодежи - покинуть село. Существует мнение, что жить в сельской местности не модно, не престижно. Однако не каждый выпускник нашей школы может найти свое место в городе, стать конкурентноспособным. В этих условиях школа не может не замечать этих тенденций и не принимать мер, которые позволили бы подготовить школьников  к  труду на селе, сформировать у них умения найти себя в новых рыночных условиях.

 Педагогический коллектив серьёзное внимание уделяет подготовке выпускников школы к подготовке сельскохозяйственному труду, укреплению материально-технической базы трудового воспитания сельских школьников, профессиональному самоопределению  у обучающихся.

Мы  выделяем ряд направлений, которые будут способствовать решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения: система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности, диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии, профессиональные консультации.

Система профориентации включает в себя ряд направлений: пчеловодство, фермерство, овощеводство, растениеводство, садоводство, цветоводство.

Знакомство обучающихся с пчеловодством и фермерством происходит    в личных подсобных хозяйствах жителей села. За время внеклассных занятий дети посетили хозяйства  пчеловодов. Они познакомились с трудом пчеловода (пасечника), узнали, что мёд очень полезный продукт, им лечат раны, простуду, заболевания горла, легких. В нашем селе пчеловодством увлекаются люди самых разных возрастов, убеждений, вкусов и профессий. Всех их роднит одна страсть - безграничная любовь к природе. Такая экскурсия способствует расширению и углублению знаний у детей по разведению пчел. Наши обучающиеся любят посещать фермеров, которые занимаются крестьянским  (фермерским) хозяйством. Дети знакомятся с производственными технологиями по содержанию крупного рогатого скота, узнают технологии выпаивания и содержания телят и их последующего разведения. Знакомятся с перспективами дальнейшего увеличения поголовья стада. Обучающиеся на таких экскурсиях задают вопросы фермерам и с большим интересом слушают их.

В «Центр образования «Наследие» имеется свой  огород, в котором мы сажаем овощные культуры.  Огород спроектирован по принципу цветка.  Грядки  представлены  в виде лучиков солнца. В них мы выращиваем   свеклу, морковь, лук, капусту, горох, репу. А в центре цветка – корзина, которая символизирует изобилие урожая. В нем растут подсолнухи. Основная часть всей сельскохозяйственной продукции, используется для организации питания детей в школьной столовой. В рацион питания включаются салаты из свежих овощей, и организуется чай из лекарственных трав, выращенных на участке, что способствует витаминизации питания школьников, укреплению их здоровья.

 По итогам работы в конце октября мы  проводим общешкольные и классные мероприятия  («Чудо – урожай», «Осенний бал – дары природы»,  «Праздник Урожая»,   «Урожай», «Осенний  бал».)  В школе ежегодно организуем  выставки по данной работе. («Чудо - урожай», «Осенние дары природы»,  «Золотая осень».)

В «Центр образования имеется свой  пришкольный участок, мы выращиваем злаковые  культуры: пшеницу, овес, ячмень.

Работая  на пришкольном участке, обучающиеся получают представления о главных агрономических приёмах возделывания сельскохозяйственных растений и ухода за ними. На учебно-опытном участке проводим экскурсии, практические занятия и опыты (не менее 5 опытов в каждый учебный год), предусмотренные учебной программой. Организация работы на учебно-опытном участке школы  не только важная часть учебно-воспитательной деятельности, но и непременное условие улучшения экономического состояния.  Работы  на участке способствуют расширению и углублению знаний, приобретению  умений по выращиванию растений, бережного отношения к природе, творческого отношения к труду.  Теоретические  знания по географии, биологии, химии, физики, математики, находят свое применение  в проведении полевого или лабораторного эксперимента. Тематические опыты с растениями направляем на решения вопросов, связанных с повышением урожайности растений.

Садоводством занимаемся  в школе около 12 лет. В саду выращиваем  плодовые культуры  (смородины черной, жимолости, вишни, малины, черноплодной рябины),  для получения ягод.

Цветник представляет собой предмет особой гордости участка. В цветнике выращиваются красивые однолетние и многолетние цветы, которые    украшают школьную территорию в течение всего вегетационного периода. В клумбах представлено видовое разнообразие цветочно-декоративных культур, которые ежегодно пополняются. Свой пришкольный участок украшаем не только большим разнообразием цветочно-декоративных растений, но и новыми элементами ландшафтного дизайна, что воспитывает экологическую культуру у обучающихся и оказывает эстетическое воспитание, любовь к родному краю.

Для нашей школы важна  непосредственная близость к сельскохозяйственному производству. Она создаст благоприятные условия для формирования системы глубоких, осознанных и конкретных знаний о научных основах важнейших отраслей сельского хозяйства.

Приобщение детей к сельскохозяйственному труду позволяет им осознать себя как личность, которая может давать оценку социальной значимости процесса и результатов своего труда, прогнозировать потребительскую ценность того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния процесса и результатов труда на окружающих людей и среду, акцентируя внимание на экологических аспектах трудовой деятельности. Образовательная среда создает благоприятные  условия для подготовки будущих специалистов сельского хозяйства, обеспечивает возможность осуществлять профессиональные пробы, проектные методы, предоставляет право определиться с будущим.

            Профессиональная ориентация в МБОУ ЦО «Наследие»  предполагает не только выбор и подготовку учащихся к определённой профессии, но и формирование у них положительного отношения и готовности к труду в сельском хозяйстве, любви и уважения к труженикам сельского хозяйства, а также высоких моральных качеств, необходимых для любого работника нашего общества.

             Педагогический коллектив школы работает  над  реализацией   разностороннего обучения и воспитания школьников.  Мы должны выпустить из школы выпускника, способного вести сельское, приусадебное, фермерское, коллективное  хозяйство. Реализовать свой потенциал   на работе, в семье, стать общественно-полезным в обществе.

             Мы верим, что предназначение школы состоит в формировании и реализации потребностей сельского жителя, способного получить образование и  желающего вернуться,  успешно трудиться,  достойно жить на   селе.

                 Мы верим, что будущее России – за возрождением села!