Педагогам

Федеральный государственный образовательный стандарт и Концепция развития математического образования в МБОУ ЦО «Наследие» д. Урмикеево

Новая школа, новые стандарты, новые нормативы, новые программы…

В последние годы эти понятия имеют большую популярность и обсуждаются на самом высоком государственном уровне. Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формировать алгоритм её решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться. На смену парадигме знаний, умений, навыков пришли федеральные государственные образовательные стандарты.

С 1 сентября 2011—2012 учебного года, как и все школы России, мы начали работу по новому образовательному стандарту, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования. Наша маленькая школа находится в деревне с населением меньше 1000 человек, где получают образование около 50 учеников. Условия сельской школы влияют на способы реализации идей стандарта, поэтому введение ФГОС в деревне привело к множеству проблем. Какие же это проблемы?

Освоение учителями новых образовательных технологий стало одной из главных проблем для учителей, многие годы проработавших по традиционной УМК. Многие педагоги не владеют информационными технологиями на том уровне, который требуется по новым стандартам, поэтому уроки ведутся по старым, привычным для многих формам и методам. Проблемой является также наполняемость классов (низкое количество учащихся делает невозможным использование некоторых форм коллективной работы). В-третьих, организация внеурочной деятельности трудно решаема (нет узких специалистов, чтобы вести кружки). Проблема материально-технического оснащения тоже немаловажна. По требованиям к материально-техническому оснащению ФГОС оборудован только один класс. База кабинетов состоит из наглядных материалов, пережитых еще в советскую эпоху. Проблема социального положения семей школьников очень болезненна для сельской школы: много детей из неблагополучных и малообеспеченных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать учителю вдвойне. Это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Также надо отметить низкую степень «социокультурной инфраструктуры» нашей деревни (нет музеев, театров, клубов, зоны отдыха и т.д.), что так же накладывает свой отпечаток на формирование личности ребёнка.

Проблем достаточно, но как учителю математики, хотелось бы обсудить проблемы в области математического образования. По Концепции развития математического образования, которая принята в 2014 году указом президента, компетенции в математике считаются ключевыми в развитии личности, активной гражданственности, социальной интеграции и занятости в современном обществе, основанном на знании. Цель концепции — вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. Конечно же все это хорошо, но мне, как математику малокомплектной школы, трудно реализовать эти цели в данных условиях. По концепции приоритетным направлением является работа с одаренными детьми. Проводится много конкурсов и олимпиад на различных уровнях. Но показатели учащихся нашей школы не очень высокие, дети почти не попадают в финал. Снижение показателей качества на различных ступенях обучения происходит в связи со снижением учебных интересов учащихся, когда учитель из-за сложившихся условий вынужден уделять большое внимание неуспевающим ученикам, а остальным учащимся становится «скучно» и они остаются вне педагогического внимания учителя.

Наша школа не имеет возможности открыть профильные и углубленные классы, организовать кружки и факультативы, и при усредненном подходе к преподаванию математики многие дети, имеющие скрытые математические способности и не получившие возможности развить их, постепенно пополняют ряды «средних» учеников с комплексом нереализованности.

При введении новизны проблемы они как таковые всегда существуют, но образовательное учреждение старается найти выход из трудных ситуаций. Хоть и медленно, но оснащаются классные комнаты современным оборудованием, педагоги повышают свою квалификацию, в школу приходят молодые специалисты. Для осуществления идей математического образования в сельской школе необходимо, в первую очередь, учесть важность сохранения школы на селе как единственного социокультурного и образовательного пространства. Во-вторых, решать эффективно проблему молодых специалистов в сельской местности. Для работы с одаренными детьми, для углубленного развития математических способностей и возможностей, я считаю, необходимо привлечь специалиста, владеющего проблемами современного математического образования, что упирается в финансовые проблемы. Очень хотелось бы, чтобы идеи Концепции воплотились в жизнь, ведь в свете последних международных событий нашей стране, как воздух, нужны свои высококвалифицированные конструкторы, программисты, технологи и инженеры, которые не могут состояться без важных необходимых математических знаний.

Файзиева Лариса Саитовна, Учитель математики

Классному руководителю

Гиперактивные дети

На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений. Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам. А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.

Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:

1. Беспокойные движения в кистях и стопах.

2. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается - Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.

3. Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.

4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).

5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.

6. Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.

7. С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.

9. Неумение играть тихо, спокойно.

10. Болтливость.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).

12. Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.

14. Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях, при этом ребенок не ищет острых впечатлений.

Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы 1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность, или по-другому дефицит внимания?

Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания: комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля. Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития. Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции. Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы. Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и нередко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).

В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены недостаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:

  • органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
  • перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
  • генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
  • пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)
  • социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).

Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача. В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.

Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями. Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей. Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.

Рекомендации классным руководителям в работе с "трудными" подростками

Особенности подросткового периода развития:

  • ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;
  • примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;
  • вступает в первые романтические отношения;
  • привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

Общаясь с подростком, помните:

  • беседу с подростком нужно начинать с дружеского тона;
  • в процессе общения с подростком проявляйте к нему искренний интерес;
  • лучшим словом, располагающим подростка к общению, является его имя;
  • диалог с подростком надо начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают;
  • в процессе общения старайтесь вести диалог на равных;
  • старайтесь инициативу общения держать в своих руках;
  • умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Работая с «трудным» подростком, нужно:

Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.

В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой – мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.

Действовать только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение, вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждений, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.

Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.

Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.

Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться. Стараться соблюдать принцип А.С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.

Дифференцировка способов реагирования на нарушение дисциплины.

Типы поведения учащихся, его характеристика Психологические причины поведения Возможные пути педагогического воздействия
Поведение, направленное на привлечение внимания Активное: отвлекает внимание учителя и класса

Пассивное: чрезмерно медленный темп работы, демонстративная медлительность

Неумение просить внимания при переживании дефицита внимания к себе. Минимизация внимания (игнорирование демонстративного поведения).

Разрешающее поведение (к выходке может присоединиться весь класс в пределах «разрешённой квоты»).

Подчёркивание успехов, внимание за хорошее поведение.

Отвлечение ученика (смена вида деятельности).

Властолюбивое поведение Активное: вспышки негодования, конфронтация, нагнетание напряжённости

Пассивное: Тихое непослушание

Эмансипация, мода на «сильную личность» в неадекватных проявлениях Акцентирование на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости ( не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение проступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Мстительное поведение Активное: физические или психологические акты насилия (порча мебели, оскорбления)

Пассивное:

Стереотип силового разрешения конфликтов Акцентирование внимания на поступках, а не на личности учащихся.

Поддержание благоприятного эмоционального фона, избегание напряжённости (не повышать голос, не высмеивать ученика, не сравнивать его с другими, не ставить ниже себя в правах).

Отсроченное обсуждение поступков.

Демонстрация модели неагрессивного поведения.

Поведение, направленное на избегание неудач Активное: вспышки негодования в ситуации реальной или потенциальной неудачи

Пассивное: Откладывание «на потом», уверенность в отсутствии способностей и/или возможностей.

Необоснованные ожидания взрослых, конкурирующий стиль взаимодействия Представление дополнительной помощи в обучении (ученики-репетиторы, игровые методы обучения, дополнительные занятия).

Предоставление возможности позитивно рассказать о себе.

Подчёркивание достижений, напоминания о прошлых успехах.

Материализация достижений (аплодисментами, условными знаками, отметками в «Классном уголке» и др).

Типы темпераментов

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет лучших или худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены не на переделку темперамента (что невозможно вследствие врожденности темперамента), а на разумное использование его достоинств и нивелирование его отрицательных граней.

Сангвиник

Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей.

Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточится, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как, правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

У сангвиника чувства легко возникают, легко сменяются. Легкость, с какой у сангвиника образуются и переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа, отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некоторую склонность к неустойчивости.

На вид. Весел и жизнерадостен. Говорит отчетливо и громко, выразительно жестикулируя. Как правило бодр. Быстро засыпает и просыпается. Живо откликается на все, что привлекло его внимание.

Среди людей. Общителен и отзывчив. Не чувствует скованности в отношениях с незнакомыми людьми. Дисциплинирован. Хорошо владеет собой, способен сдерживать свои чувства. Легко переживает неудачи и неприятности.

В деле. Работает быстро, увлеченно, ровно. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро приобретает навыки, усваивает знания. Тяготится однообразными, будничными занятиями. Из-за многообразия интересов, бывает, не собран.

Холерик

Как и сангвиник отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

На вид. Суетлив, неусидчив, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Обладает выразительной мимикой, резкой и порывистой жестикуляцией. Склонен к резкой смене настроений. Говорит быстро, сбивчиво, не подбирая слов.

Среди людей. Резок и прямолинеен в отношении с другими. Необидчив и незлопамятен. Ревнив. Агрессивен, нетерпим к чужим недостаткам. Находчив в спорах и затруднительных ситуациях.

В деле. Любит работать, легко берется за дело. Способен действовать быстро, без предварительного плана. Легко отказывается от намеченной цели, склонен к риску в решениях и поступках. Решителен и инициативен.

Флегматик

Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным.

Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика является его инертность, малоподвижность.

Инертность сказывается и на косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество, инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности постоянству личности.

На вид. Хладнокровен и невозмутим. Молчалив, не любит пустой болтовни. Говорит спокойно и ровно без выраженной мимики и жестикуляции. Слабо откликается на внешние замечания. Терпелив и сдержан в проявления чувств.

Среди людей. Постоянен в отношениях и интересах. С трудом сходиться с новыми людьми, плохо приспосабливается к смене обстановки. Ровен с окружающими, умеет ладить со всеми. Незлобив, спокойно относится к замечаниям в свой адрес. Даже при больших неприятностях остаётся спокойным.

В деле. Любит аккуратность и порядок во всём. Медленно и неохотно переключается с одного дела на другое. Не тратит сил попусту, строго соблюдает распорядок и систему в работе. Не любит проявлять инициативу в делах. Начатое дело, как правило, доводит до конца

Меланхолик

Человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его невыразительны, голос тихий, движения бедны.

Обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

На вид. Стеснителен и застенчив. Говорит невыразительно и тихо, почти без жестикуляции. Чувствителен и легко раним, незначительный повод может вызвать слёзы. Очень впечатлителен и восприимчив. Чрезмерно обидчив и мнителен, склонен к подозрительности.

Среди людей. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим. скрытен и необщителен, не любит делиться своими мыслями. Невольно приспосабливается к характеру собеседника. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

В деле. Быстро утомляется, нуждается в перерывах при работе. В делах активности не проявляет. Не верит в свои силы, стремиться вызвать сочувствие и помощь окружающих. Теряется в новой обстановке, не любит менять занятий. Легко отвлекается от работы и с трудом сосредотачивается.

"Чистые” темпераменты встречаются крайне редко. Чаще всего, в одном человеке сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Причём, по темпераменту холерик ближе к сангвинику, а меланхолик к флегматику. И ещё, не нужно путать черты характера со свойствами темперамента. Лживым или честным, грубым или вежливым, трусливым или смелым, дисциплинированным или расхлябанным можно быть при любом темпераменте!

Конфликт «ученик – учитель»

О конфликтах вообще написано много психологической литературы, но, к сожалению, больше о производственных. Материалов о школьных конфликтах гораздо меньше. Отсутствует психологический анализ школьных конфликтов как между педагогом и учащимися, так и в среде учащихся. Все отдано на откуп педагогике, и считается, что это вовсе не психологические ситуации, а ситуации педагогические, с которыми неизбежно сталкивается любой педагог в своей воспитательной работе.

Причин возникновения школьных конфликтов множество. При этом необходимо учитывать и степень воспитанности ученика на момент конфликта, и его интеллектуальный уровень, и характер взаимоотношений в группе, и степень организованности группы, и общественное мнение, и психологический климат, сложившийся в школе, и единство требований педагогов, и стиль руководства педагога, и многое другое.

Одной из важных причин конфликтов в школе является отсутствие единства требований у педагогов. Один требует одно, другой – другое, третий – вообще ничего не требует. В такой атмосфере противоречивых требований ребенок теряется. Ему не понятно, почему ЭТО нужно выполнять у одного педагога и не обязательно – у другого. Почему у одного учителя всегда нужно на уроке вставать при появлении преподавателя, а у другого – необязательно, у одного надо отвечать, выходя к доске, а у другого – можно с места, причем даже развалившись за партой. Ясное дело, возможностей для конфликта будет больше у строгого педагога, если он оказывается в меньшинстве в своих требованиях. Он становится в глазах учащихся "врединой", "придирой", которому больше всех надо. Не создав систему единых самых элементарных требований, мы поневоле ввергаем школу в конфликтные ситуации. Конфликты в данном случае неизбежны.

Другой причиной конфликтных ситуаций является слишком большое количество требований. Они буквально обрушиваются на ребенка, он не успевает их выполнять, в результате – нарушает диктуемые данными требованиями формы поведения. Вследствие большого количества требований в них запутывается и сам педагог, применяя их эпизодически, что нервирует ребенка. Как же это так: сегодня нельзя, а вчера было можно. Вчера не требовали, а сегодня требуют. Хорошо написал об этом в книге "Игра, творчество, жизнь" В.Н. Терский: "У нас в школах очень много всевозможных разнообразных требований и очень мало… действительно организующих жизнь ребенка и ориентирующих его в данном учреждении".

Причиной конфликта может стать и несоблюдение предъявляемых требований самим педагогом. Требует не опаздывать на урок, а сам опаздывает. Иногда причиной конфликта могут быть завышенные требования педагога к учащимся, авторитарный стиль руководства. Классный руководитель хочет, чтобы его класс был лучше, "терзает" его, суется во все дела, руководит, а когда его нет, класс превращается в неуправляемую толпу.

К конфликту может привести и то, что преподаватель или классный руководитель не замечают и игнорируют моральные и деловые качества ученика. Видя это, ученик начинает просто-напросто "бузить", выражая свое недовольство и пытаясь хотя бы таким образом обратить на себя внимание педагога.

Конфликт возможен и из-за расхождения в оценке ученика классом и учителем. В глазах учителя он выглядит хулиганом и хамом, а в глазах класса – благородным разбойником, честным и правдивым.

Неумение учителя принять ученика таким, какой он есть, с его недостатками и отрицательными чертами, также является причиной конфликта.

К конфликту ведет и неумение учителя поставить себя на место ученика, посмотреть на себя его глазами, понять и прочувствовать состояние ученика.

Следует помнить, что перечисленные причины не обязательно всегда приведут к конфликтной ситуации. Все зависит от степени сформированности коллектива класса и школы. Чем ниже по уровню развития коллектив, тем больше вероятность возникновения конфликта, причем в низких по уровню организации коллективах конфликты обусловливают одни причины, а в высокоорганизованном коллективе – другие. Нечеткость работы педагога в неорганизованном коллективе не вызывает никаких эксцессов, а в организованном – может привести к конфликту

Когда мотивы конфликта неизвестны или руководитель в них сомневается, важно выдержать алгоритм действий.

Выслушать всех участников конфликта или представителей группы.

Ни одному участнику конфликта не давать оценки, не поддакивать, не записывать.

Не делать выводов о сути конфликта на основании информации только одного участника: не доверяйте никому на слово, не доверяйте эмоциям и проявлениям чувств.

Вести разговор только о сущности конфликта.

Постараться выявить суть, мотивы конфликта. Возможно, инсценировать конфликт в группе.

В классе по разным причинам могут возникать "враждующие лагеря" (национальные группы, фанаты и болельщики и др.). Педагогам стоит большого труда организовывать специальные беседы, объединяющие игры для работы с коллективом. Под надзором педагогов дети удерживаются от шумных конфликтов, но продолжают проявлять внутреннюю агрессию, тихо терпят друг друга, но в дружный коллектив не объединяются. Трансформировать такие убеждения традиционными педагогическими методами практически невозможно. Так как дети твердо верят в свои групповые принципы и следуют девизу "Один за всех и все за одного!", ситуация далеко не безнадежна.

Лучше, конечно, до конфликта не доводить, а разрядить напряженную ситуацию. Приведем несколько простейших примеров, описанных в психологической литературе. А разве культура поведения начальника, руководителя не профилактический метод образования конфликтов?

1. Подавление собеседника выдержкой и спокойствием. Если в разговоре с вами ученик начинает нервничать и повышать голос, то первой вашей реакцией будет раздражение и повышение голоса. Постарайтесь подавить эту реакцию, отвечайте на бурные атаки собеседника ровным, спокойным, уверенным, а главное, доброжелательным тоном (иногда с легкой иронией), и вы скоро увидите, как ваш собеседник перейдет на спокойный тон.

2. Насилие над собственным мнением. Заставьте себя в ученике, которого вы терпеть не можете или недолюбливаете, найти какие-нибудь положительные качества. Постарайтесь убедить себя, что вы до сих пор имели ошибочное представление о нем, даже если для этого у вас были все основания. Это будет сделать нелегко, но вы попытайтесь убедить себя, что ваш ученик не так уж и плох, что он, скорее всего, расположен к вам. После этого обращайтесь с ним так, чтобы он не сомневался, что вы предполагали в нем эти качества, апеллируйте к ним и высоко их оценивайте. Если вы будете это делать постоянно, ненавязчиво, уместно, то вскоре убедитесь, что ваш ученик действительно обладает этими качествами, поскольку каждый человек страстно желает быть ценимым.

3. Неожиданное решение. Чего обычно ждут от своего руководителя провинившиеся? Наказания. Это относится и к учащимся. А как относится педагог к недобросовестному, неисполнительному, отстающему ученику? Конечно, с неприязнью и недоверием. Очевидно, для всех вас эти ответы являются aксиомами. Откажитесь от них! Особенно тогда, когда вы чувствуете, знаете, понимаете, что ученик смирился со своим положением и не ждет от вас доброго слова, не говоря уже о доверии. Окажите ему предпочтение перед другими, дайте ему ответственное поручение. Делайте это гласно, высказывая уверенность, что он его выполнит. Большой воспитательный заряд несут эти решения. Они окрыляют ученика. Но делать это надо тогда, когда сумеете затронуть душу человека своим доверием, которое превосходит страх риска. Используйте оружие великодушия. Не бойтесь применять неожиданные для ученика решения. Не бойтесь рисковать.

4. Авансированная похвала. Дав кому-нибудь задание и не будучи уверенным в его своевременном и качественном выполнении, похвалите его, сказав, что никому другому не можете поручить столь ответственное дело. Вы убедитесь, что ваша похвала в аванс оправдала себя: ученик будет старателен.

В заключение хочется отметить, что легче предотвратить конфликт, нежели его ликвидировать. Нужно не доводить до конфликта, т. к. после него остается некоторое напряжение между бывшими его участниками. Конечно, такое утверждение не относится к специально организованным, руководимым, творческим конфликтам, которые способствуют совершенствованию положительных отношений, а не разрушению их.

Использованы материалы сайта http://anstars.ru/

Методические материалы